Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо - верим!
А. Солженицын
Развитие творческих способностей детей посредством интеграции образовательных областей при осуществлении воспитательно – образовательного процесса
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:
· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает. В интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.
Такая форма занятий позволяет, экономно используя время, приобщить детей к разным видам творческой деятельности, учитывая тем самым различные интересы и потребности ребенка. Вовремя их проведения хорошо учитываются психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость переключения с одного вида деятельности на другой. Все это создает такие условия для проведения деятельности, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием.
Использование такой формы обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в освоении детьми определенных навыков и умений, равномерность в усвоении материала по всем видам творческой деятельности.
Структура интегрированной образовательной деятельности определяется одной выбранной педагогом темой. Однако, в отличие от тематических, на интегрированной образовательной деятельности тема раскрывается средствами разных видов искусства. Все виды художественной деятельности детей на такой форме образовательной деятельности объединены общей темой, художественным единым образом. Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами. Например, образ весны можно почувствовать и в музыке Чайковского или Грига, в стихах Тютчева, Фета, в живописных полотнах Саврасова и других художников. Все это помогает ребенку более осознанно воспринимать художественные произведения.
Таким образом, у детей в процессе интегрированной образовательной деятельности:
- развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, формы, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);
- накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;
- наглядно выделяются результаты художественного развития всех детей, а также проявляются интересы и способности каждого ребенка в отдельности;
- создается радостная и творческая атмосфера общения коллектива взрослых и детей, благоприятная обстановка для проявления эстетических качеств, для нравственного совершенствования, развития интеллекта, для формирования готовности к школе. Во время интегрированной деятельности в значительной степени повышается творческая активность детей, т.к. обеспечивается свобода действий, выбора средств реализации поставленной педагогом задачи. Такие занятия раскрепощают самых застенчивых детей. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии, радуются, когда видят общий коллективный результат труда. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает занятия очень динамичными и увлекательными для детей. На комплексных занятиях царит особая творческая атмосфера. Изменяются взаимоотношения между детьми и педагогом. Они становятся взаимоотношениями партнерства, что немаловажно.
В. А. Сухомлинский