" Чудо"
       Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо - верим!
А. Солженицын

Роль игры в речевом развитии детей
Джанни Родари писал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».


   
Основной целью игр по развитию речи в детском саду является помощь детям в овладении родным языком. Это сделать гораздо сложнее, чем со школьниками, т.к. дошкольники - это не ученики, которых можно научить правилам склонения или спряжения. Поэтому мы учим их, именно играя.
    Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
    Основными задачами развития речи в детском саду являются:
     - воспитание звуковой культуры речи,
     - обогащение и активизация словаря,
     - формирование грамматического строя речи,
     - развитие связной речи.
    Важно формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.
    Необходимо создать в работе с детьми эмоционально благоприятную обстановку, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно общаться. А т. к. игра - ведущий вид деятельности у дошколят, то именно она помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и закрытые дети раскрываются.
    Формирование речи ребёнка происходит поэтапно. В каждом возрасте решаются свои задачи, идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.
    Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность в формулировке своих мыслей, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью свободно вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры и упражнения в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо учитывать его настроение и речевые возможности.
    К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная. Она непроизвольна и ситуативная, в ней много неполных предложений.
    На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления.
    Речевых игр для дошкольников великое множество:
    1. «Узнай по описанию» (круглое, красное, сладкое, сочное, хрустящее… (яблоко)).
    2. «Продолжи» (по дороге едет…(автобус, грузовик, трактор…)).
    3. «Чей? Чья? Чьё?» (у лисы хвост чей? Лисий…).
    4. «Кто как кричит?» (звукоподражания животным).
    5. «Большой-маленький» (кот-котик, стул-стульчик…).
    6. «Что растёт в лесу?» (по аналогии: «Кто живёт в лесу (на ферме, в реке, море…)?»).
    7. «Летает-не летает» (Бывает-не бывает, съедобное-несъедобное).
    8. «Скажи наоборот» (большой-маленький, узкий-широкий).
  9. «Один-много» (кот-коты, воробей-воробьи, дерево-деревья, человек-люди; также в разных падежах: сиди кошка, нет…кошки, побежал за …кошкой и т.д.).