" Чудо"
       Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо - верим!
А. Солженицын

Как научить ребенка работать в тетради в клетку
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
     «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» - учат не только в школе. Сейчас учителя желают получить первоклассников, уже умеющих почти все.
    Поможем же своим дошколятам прийти в первый класс подготовленными и уверенными в себе. Для этого запасемся терпением, временем, тетрадью в клетку и простым карандашом (это важный пункт, так как вначале у ребенка не все будет получаться идеально и всегда можно воспользоваться ластиком для исправления ситуации). 
Для начала нужно познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы).
    1.  Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. 
У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки. Показать, где находятся верхняя, нижняя, левая, правая стороны страницы, где расположены верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы.
    2. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо, сначала учимся видеть клетку. Детям дошкольного возраста это трудно, они не замечают разлинованного листа. Родители сами рисуют несколько разноцветных квадратиков, точно обводя контуры клетки, а потом уже ребенок повторяет эти действия. Постепенно малыш привыкает к границам клетки и уже в состоянии вписать в нее кружок или треугольник, провести диагональ или поставить точку в центре. Несложные упражнения на чередование геометрических фигур и штриховка помогут не только ориентироваться на листе бумаги, но и развить координацию движений и мелкую моторику рук.
Впоследствии можно переходить к графическим диктантам, когда взрослый дает словесную инструкцию: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо…» Следуя указаниям взрослого, ребенок получает изображение различных животных, цветов и т.д.
Условия правильного выполнения заданий в тетради:
    Ребенок работает не более 15 мин.; при этом выбирается правильное расположение тетради и в дальнейшем тетрадь не вращается - свое положение меняет только рука!
    Последовательность выполнения заданий - от первого к последнему, без «перепрыгивания»; после выполнения каждого задания осуществляется обязательный разбор полученного результата вместе с ребенком; за каждый успех ребенка необходимо хвалить его и поощрять.
    Все задания в тетрадях подбираются с учетом неустойчивого внимания детей, с учетом сложности задания и чередуются по интересам детей.
    Правила для работы в тетрадях:
    1. При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о стол.
    2. Расстояние от края стола до груди должно быть не более 3-4 см.
    3. Расстояние между глазами и тетрадью ребенка - 30-33 см.
    4. Обе руки лежат на столе, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и       передвигает её вверх по мере заполнения страницы.
    5. Свет должен падать с левой стороны.
    6. Для леворуких детей свет должен падать справа.
    Надо стараться научить детей самостоятельно проверять осанку. Для этого применяются мешочки с песком, которые кладут на голову, стараясь удержать. Тем самым вырабатывается прямая осанка. Дети должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма.
    Учитывая проблему леворуких детей, следует объяснять им задания более подробно, давать меньшее по объему задание, делить задания на части, давать задания пониженной трудности.
Работа должна быть выстроена с учетом заданий, объединенных главным требованием - выполнять задание строго по условию:
    1. Раскрашивать картинки, не выходя за контуры;
    2. Штриховать только в указанном направлении;
    3. При работе тетрадь не поворачивать «не крутить».
    На первых порах важно качество выполнения (правильность и тщательное соблюдение всех условий), а не скорость и количество сделанного ребенком.
    Усложняя задание, можно подвести дошкольника к созданию довольно сложных пространственных композиций.
Хорошо развивает внимание графический диктант не на слух, а на воспроизведение готового образца. Это гораздо сложнее, нежели следование готовой голосовой инструкции - здесь ребенку уже самому приходится высчитывать количество клеток и определять их направление.
    Затрачивая на ребенка ежедневно по полчаса, есть возможность проводить его в первый класс подготовленным и не чувствующим себя отстающим от других детей.
Л.Н. Толстой